XV век

Беноццо Гоццоли (1420—1497) — итальянский художник, автор многочисленных циклов фресок: алтарь в Перудже, алтарь Sacra Conversazione во Флоренции, цикл из 17 сцен жизни святого Августина, фреска святого Себастьяна, панель Триумф святого Фомы Аквинского. До 1450 г. совместно работал с Лоренцо и Витторио Гиберти над бронзовыми дверями («Райскими вратами») Баптистерия Флоренции; с Фра Анжелико - в монастыре Сан Марко (Флоренция), в церкви Папы Николая V (Ватикан, 1447), в церкви в Орвьето (1448).

XVII век

Адриан ван Остаде (1610 - 1685), нидерландский художник и гравёр, написавший большое количество жанровых картин малого формата, большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян. Под влиянием живописи Рембрандта Остаде, многие свои картины писал  в мягкой, коричневато-золотистой тональности, применяя светотеневые эффекты.
Среди таких картин -  “Школьный учитель” (1662, Лувр, Париж), отмеченная добродушным юмором и поэтичной созерцательностью.

Герард Терборх (1617 — 1681), голландский художник, которого считают самым элегантным живописцем Голландии XVII века. Атмосфера затаенности, приглушенности чувств, сдержанного лиризма, сочетаемая с артистизмом живописи, составляет самую привлекательную особенность искусства Терборха. Известность художнику принесли картины второй половины 1650-х годов, посвященные сценам быта зажиточных семей -  музицирование, питье вина, домашние уроки, получение или написание письма и т. п.

Стен Ян (1626—1679), знаменитый голландский художник, самый жизнерадостный и остроумный живописец 17 столетия, известный художник-жанрист, названный так благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, беззлобной иронией, в которых  жизнь представлена как обширная комедия нравов.

Клод Лефевр (1633 - 1675), французский художник и гравер, зарекомендовавший себя как ведущий портретист.

XVIII век

Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779), французский живописец, который сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству XVIII века. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен является повседневная домашняя жизнь парижских обывателей, переданная в спокойной, задушевной, реалистической манере.

Филипп Мерсье (1689 - 1760), французский художник и гравер, получивший известность, благодаря своей активной деятельности главного художника и библиотекаря при дворе принцессы и принца Уэльских.

XIX век

Иоганн Петер Хазенклевер (1810— 1853), немецкий живописец; писал жанровые сцены, портреты; создал ряд рисунков и акварелей. Большую известность принесла Хазенклеверу серия полотен на сюжеты из «Иобсиады» К. А. Кортума, повествующие о жизни деревенского учителя Иобса (Дюссельдорф, Художественный музей). В духе мастеров голландской живописи очень конкретно переданы интерьеры, мимика всех персонажей. В сценах «Иобс в роли учителя» (1845), «Возвращение студента» (1837), «Иобс — студент» (1840), «Иобс на экзаменах» (1840), «Иобс — ночной сторож» (1850) изображены забавные ситуации.

Андре Анри Даргелас (1828 - 1906), французский художник, любивший наблюдать за жизнью детей, и изображать их в своих картинах. Группы счастливых мальчиков и девочек, юношеские игры на фоне сельских пейзажей, школьные занятия были любимыми сюжетами  художника.

Альберт Самуил Анкер (1831 - 1910), швейцарский художник и иллюстратор. Благодаря своим многочисленным картинам сцен швейцарской деревенской жизни 19-го века, был прозван швейцарским "народным художником".

Густав Иглер (1842-1908), немецкий художник, достигший успеха благодаря жанровой живопись. Широко известны его картины, изображающие разнообразную на события жизнь детей.

Эдвард Генри Ламсон (1841-1919),  американский художник. Из-за его любви и большого внимание к деталям в картинах, посвящённых раннему периоду колонизации Америки, современники признавали его как подлинного исторического художника.

XX век

Анри-Жан Жюль-Жоффруа (1853-1924),  французский художник, получивший известность благодаря картинам, изображающим жизнь детей в детском саду и школе, наполненную разнообразными событиями.

Николай Петрович Богданов-Бельский  (1868 – 1945) – русский художник, запомнившийся своим друзьям как очень добрый, жизнерадостный человек. Любил писать детей, мир детства, где все по настоящему, без лукавства и фальши. «Вы у нас один! Писать детей умеют многие художники, писать в защиту детей умеете только Вы…», -  написала в письме одна из учительниц, откликнувшись на призыв художника бережно относиться к детству.

Эмилия Яковлевна Шанкс (1857 — 1936) — англо-русская художница, первая женщина-живописец, принятая в Товарищество передвижных художественных выставок. Отличительная черта жанровой живописи Эмилии Шанкс — обязательное присутствие на полотнах детей: «Старший брат», «Трудная задача», «Любимая кукла», «Наём гувернантки», «Мыльные пузыри», «Гостья в институте». Картину «Новенькая в школе», в которой великолепно изображен психологически интригующий момент встречи педагога с будущими воспитанниками,  приобрёл для своей коллекции в 1892 году П.М. Третьяков.